Открытость и справедливость – главный фактор перемен в Новом Узбекистане
Реформы и изменения, осуществленные в Узбекистане в последние годы, определяют новый путь развития страны. В этом процессе открытость и справедливость выступают одними из главных факторов. Обеспечение прозрачности в государственном управлении и обществе, создание возможности свободного доступа к информации и учет мнения граждан является свидетельством существования открытости.
Граждане Узбекистана больше, чем кто-либо, ощущают, что политико-правовой, социально-экономический облик общества стремительно меняется, в жизни народа формируются новые отношения, новые возможности и ценности. Особенно «права и свободы человека», «верховенство закона», «открытость и прозрачность», «свобода слова», «свобода религии и убеждений», «общественный контроль», «гендерное равенство», «неприкосновенность частной собственности». Примечательно, что такие фундаментальные демократические понятия и жизненные навыки, как «свобода деятельности», в настоящее время становятся истинной реальностью.
Необходимо открыто признать один факт: процессы реформ со временем расширяются. Самое главное, что Узбекистан прошел самый сложный этап, то есть мы четко определили свой путь и начали большую работу. Решительное продолжение пути текущих реформ и доведение их до логического завершения является одним из наиболее актуальных вопросов. Это, конечно, непросто, но Новый Узбекистан способен на это. Важно отметить, что в последующие годы была создана достаточная политико-правовая, социально-экономическая, организационно-институциональная база для реализации столь огромной и сложной задачи.
Доступ к информации, участие граждан, открытая информация, правосудие очень важны для обеспечения открытости в Узбекистане. В ходе реализации судебных реформ реформирование судебной системы, обеспечение независимости судей и прозрачность судопроизводства являются одними и теми же понятиями. Прозрачность и открытость судов – единственное условие защиты прав граждан. Обеспечение социальной справедливости является одним из важных условий нынешней эпохи, оно помогает обеспечить равные возможности для всех граждан, поддержать малообеспеченное население, обеспечить равенство и справедливость в обществе.
Нашего великого Сахибкирана Амира Темура, написанные на фасаде резиденции Оксарай в Шахрисабзе: «Справедливость – основа государства и девиз вождей», могут иметь очень глубокую мудрость.
Всем ясно, что наши великие предки направляли молодое поколение словами : «Не притесняйте, будьте честны, постройте для народа крепость справедливости». Наше государство тоже исходило из таких простых и насущных требований в реформировании судебной системы. В частности, была выдвинута и начала реализовываться идея о том, что «у судьи должна быть справедливость в уме, правда на языке и чистота на языке» .
В текущий период обеспечение приоритета Конституции и законов, обеспечение надежной защиты прав и свобод человека превращается в главный критерий судебных реформ в Новом Узбекистане. В деятельности судов и следственных органов планируется увеличить возможности дистанционного совершения отдельных процессуальных действий как минимум в два раза.
С политико-правовой точки зрения государство определяется как «орган, выражающий волю народа». Государство формирует народ и его народные представители. Поэтому государство и его органы должны в первую очередь служить народу, гражданам, проголосовавшим и выразившим доверие тем или иным чиновникам.
В этом смысле наш народ имеет полное право и достоинство принять государственную службу. Только государственная власть, построенная на таких принципах, является действительно народно-демократической властью. Политико-правовые, социально-экономические и духовно-воспитательные корни такого государства и общества будут очень крепкими. По этой причине облегчение бремени народа, своевременное и эффективное решение его проблем, повышение уровня и качества жизни народа было определено главной целью всех реформ.
Согласно стратегии «Узбекистан-2030» были определены:
Установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц и дальнейшее развитие системы административной юстиции; полное устранение факторов, препятствующих прямому обращению в административные суды; повысить эффективность разрешения споров на досудебной стадии на 50%; сокращение на 50% количества дел, передаваемых в суд по спорам, которые могут быть разрешены в суде; полное применение принципов административных процедур к знакам и сигналам, регулирующим дорожное движение; достижение справедливости путем укрепления независимости судебной власти и обеспечения прозрачности ее деятельности; обеспечение участия защитника или общественного защитника в 100 процентах уголовных дел против субъектов предпринимательства; начата полная реализация принципа самоуправления судей в управлении судебной системой и полное формирование системы органов судейского сообщества.
В ходе реализации правовых реформ в целях направления деятельности правоохранительных органов на защиту интересов, достоинства и прав человека путем создания единого электронного реестра предусмотрена возможность мониторинга процесса от возбуждения уголовного дела до его возбуждения, реализована выдача приговора по делу через индивидуальный номер и QR-код.
Деятельность по сбору и обобщению доказательств полностью оцифровывается за счет внедрения современных технологий и новейших научных достижений. Принято решение внедрить категорию дел по обеспечению исполнения документов судов и других органов с помощью частного сектора, сократить количество дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, хранить копии уголовных дел и материалов в электронном виде, и обеспечить обмен электронными документами.
Предусматривалось кардинально повысить потенциал Института адвокатуры, а также разработать систему оказания квалифицированной юридической помощи, перевести Институт адвокатуры на систему самоуправления и обеспечить его подлинную независимость от государственных органов и других структур.
Внедрение системы подготовки адвокатов в соответствии с современными и международными стандартами и на основе принципа альтернативности, увеличение количества адвокатов, обеспечение обмена электронными документами между адвокатами по гражданским, административным и экономическими судами, правоохранительными органами и другими государственными органами.
Повысить эффективность системы устранения факторов коррупции, продолжить работу по формированию нетолерантного отношения к коррупции в обществе, достичь высокого уровня в Индексе принятия коррупции, публикуемом международной организацией «Transparency International».
Полное введение общественного контроля с целью снижения случаев нарушения требований законодательных документов о государственных закупках, случаев хищения денежных средств при осуществлении государственных закупок путем прямого заключения контрактов, недопущения превышения цен на товары и услуги над рыночной стоимостью. был запущен. Решено обеспечить разработку нормативных правовых документов на основе принципа «коррупционного законодательства».
Совершенствование уголовного законодательства является важным аспектом обеспечения справедливости и прозрачности в нашей стране. Если рассматривать Уголовный кодекс и систему наказаний, то согласно новым поправкам в Уголовный кодекс 2021 года внимание сосредоточено на борьбе с преступностью и обеспечении справедливости при вынесении приговора судом.
Статистика и анализ показывают, что в стране реализованы важные реформы и разрабатываются новые стандарты судебной системы. Данные действия проводятся в целях обеспечения справедливости, защиты прав и свобод, повышения правовой грамотности населения и повышения прозрачности судопроизводства.
Реформы судебной системы Узбекистана важны в контексте правовых реформ страны и установили прямое сотрудничество с международными организациями. При этом реформы в судебной системе были эффективно вовремя организованы. В 2019 году, согласно отчету Евросоюза, стартовал проект «Совершенствование судебной системы Узбекистана». В рамках проекта были организованы тренинги и семинары для судебных органов и специализированных юридических учреждений.
Техническая помощь оказывается на модернизацию судов в Узбекистане в рамках программы «Обеспечение правосудия» Всемирного банка. В рамках программы банка на 2020-2023 годы проект стоимостью 10 миллионов долларов направлен на общие исследования. Автоматизация судебных процессов осуществляется в соответствии с международными стандартами. В этом процессе важен опыт зарубежных стран.
Республикой Корея в 2021 году, осуществлен обмен опытом по автоматизации судебных процессов и внедрению электронной судебной системы. Электронная судебная система Кореи внедрена в судах Узбекистана.
В исследованиях судебной системы Италии широко используется систематизация зрелых систем для ускорения и повышения прозрачности судебных процессов в Узбекистане. В вебинарах, организованных Итальянским юридическим институтом, приняли участие более 300 юристов и судей из Узбекистана.
В рамках проекта с Германией (GIZ) на 2020-2022 годы разработаны новые образовательные программы для юридических учебных заведений Узбекистана. Эти программы были реализованы в соответствии с международными стандартами. В 2021 году совместно с Юридическим институтом США были организованы тренинги и семинары в соответствии с международными стандартами по совершенствованию правосудия и судебной системы в нашей республике.
Проявление международного сотрудничества в обеспечении прав и свобод граждан означает, что будущее Узбекистана светлое. Юристы приняли участие в мастер-классе «Права граждан», организованном в 2020 году в рамках защиты ООН. Международное сотрудничество в совершенствовании судебной системы Узбекистана является важным направлением деятельности. Сотрудничество с международными организациями, иностранными государствами и правоведами, развитие сотрудничества в этом вопросе на основе равноправия, это стало важным шагом для создания стабильной и справедливой судебной системы для нашего народа. Не будет преувеличением сказать, что данные процессы являются одним из важных шагов, разрабатываемых в Узбекистане для обеспечения справедливости, защиты прав человека и повышения правовой грамотности в обществе.
Построение демократического правового государства и справедливого гражданского общества в Узбекистане во многом зависит от успешной реализации прав и свобод личности и граждан в стране. Это, в свою очередь, зависит от того, насколько усилено законодательство страны. Нарушение свободы и неприкосновенности частной жизни человека создает право каждого человека обратиться с жалобой в суд и восстановить свои нарушенные права и удовлетворить свои требования.
Наш предок Амир Темур в свое время говорил, что «если государство не будет построено на основе законов, то потеряет свою славу, мощь и структуру». С этой точки зрения обеспечение Конституции и верховенства закона является главным критерием демократического правового государства, которое мы строим». Утверждаемый в новом Узбекистане принцип «человек – общество – государство» служит выводу политики прославления человеческих ценностей на качественно новый уровень.
Шадияр Шайзаков,
руководитель Центра правоохранительной Академии Республики Узбекистан, кандидат юридических наук, доцент
Гулбахор Расулова,
докторант правоохранительной Академии Республики Узбекистан