АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН В ИНТЕРНЕТЕ: АНАЛИЗ ПРАВ И ГРАНИЦ
В данной статье рассмотрены аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на политическую и социальную активность граждан, приведен анализ правовых основ регулирования деятельности граждан и их социальной активности в киберпространстве, а также рассмотрены отдельные примеры неправомерной социальной активности граждан и их последующая ответственность.
Ключевые слова: киберпространство, интернет, гражданская активность, правовое регулирование, электронное правительство.
За последние несколько десятков лет резко возросла роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в формировании социальной активности граждан. Повсеместное внедрение ИКТ, в особенности Интернета, открыло новые возможности для доступа граждан ко многим государственным услугам, их участию в различных дискуссионных форумах, формированию системы онлайн-петиций для отстаивания определенных социальных взглядов и интересов, и другое.
Наряду с внедрением ИКТ растет интерес социума к последствиям применения данных технологий: к проводимым онлайн кампаниям, веб-сайтам отдельных организационных структур, услугам электронного правительства, электронному голосованию, широкому выбору предоставляемых электронных услуг и т.п. Наблюдается тенденция применения ИКТ для поддержки, контроля, структурирования и развития отношений между государством и гражданами. Зачастую предусматривается поведение граждан в узконаправленных контекстах и игнорируются последствия применения ИКТ для более широких теорий и практик гражданства [1].
Исследования взаимосвязи между использованием Интернета и социальной активности граждан выявили многочисленные эффекты, возникающие в результате различных действий в сети. Согласно исследованию С.Валенсуэла конкретные виды использования Интернета влияют на политическое участие, способствуя развитию послушных или актуализирующих норм гражданственности, т.е. люди, участвующие в использовании интернета по долгу службы, с большей вероятностью примут участие в голосовании по долгу службы, чем те, кто участвует в использовании интернета по актуализации. Эти результаты позволяют предположить, что онлайн-деятельность, отражающая специфические нормы гражданственности, часто предсказывает соответствующие формы политического участия граждан [2].
Правовые ограничения деятельности граждан в интернет пространстве. С появлением киберпространства, как своего рода нового общества, существенно изменились способы коммуникации и ведения человеческой деятельности. Следовательно, изменения социальных коммуникациях привели к изменениям в мировом праве. Информационные технологии привнесли права человека в сеть и теперь электронное правительство рассматривает права и обязанности отдельных лиц в киберпространстве. Это еще один жизненно важный элемент электронного или кибернетического общества.
Как отмечено в Постановлении Президента РУз № ПП-4366 «анализ текущего состояния сферы указывает на отсутствие оперативного и надлежащего реагирования на возникающие вызовы в медиа-пространстве, запросы общества на своевременное предоставление всеобъемлющей информации о широкомасштабных реформах в стране, что обуславливает необходимость существенного усиления работы в информационной сфере, вывода на качественно новый уровень деятельности пресс-служб государственных органов и организаций, средств массовой информации [3]. В связи с этим Узбекистан, наряду с мировым сообществом, продолжает развивать нормативно-правовую и законодательную базу в киберпространстве. Примерами этому могут послужить следующие изменения за последние несколько лет:
- работникам средств массовой информации (СМИ) предоставляется сильная защита в соответствии с Законом РУз «О защите профессиональной деятельности журналиста» [4];
- в августе 2019 года были внесены поправки в Закон об информатизации, который предоставил блогерам право «проводить журналистские расследования» [5];
- в апреле 2021 года были внесены поправки в Закон о персональных данных, которые теперь требуют от владельцев веб-сайтов хранить свои данные в Узбекистане и обеспечивать регистрацию своих серверов в Госинспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций («Узкомназорат»). Закон дает регулятору право блокировать веб-сайты, не соответствующие поправкам [6];
- в декабре 2020 года были внесены поправки в постановление №707 «О мерах по повышению информационной безопасности в глобальной информационной сети Интернет», которое первоначально было принято в 2018 году. Новая поправка наделяет Центр по вопросам массовых коммуникаций Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (АИМК), владельцев социальных сетей и приложений для обмена сообщениями, правами на удаление «запрещенного» контента в течение 24 часов. Если запрещенный контент, в том числе комментарии к публикациям в социальных сетях, не будет удален, Центр по вопросам массовых коммуникаций может подать в суд на владельца сайта или компанию [7];
- в сентябре 2019 года был подписан Указ Президента РУз, обязующий Министерство юстиции и Верховный суд опубликовать актуальный список «организаций, веб-сайтов, социальных сетей и мобильных мессенджеров, признанных… экстремистскими или террористическими, и запрещенных на территории Республики Узбекистан» [8]. Министерство юстиции и Верховный суд опубликовали данную информацию на своих веб-сайтах [9];
- в сентябре 2018 года были введены правила блокировки веб-сайтов. Согласно инструкции, Центр по вопросам массовых коммуникаций в настоящее время занимается «круглосуточным отслеживанием распространения в сети Интернет запрещенной законодательством Республики Узбекистан информации и является юридическим лицом и по вопросам, входящим в его компетенцию, взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти и управления, негосударственными некоммерческими организациями, субъектами рынка информационных услуг, осуществляет ведение Реестра информационных ресурсов всемирной информационной сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Узбекистан, а также выполняет функции рабочего органа Экспертной комиссии в сфере информации и массовых коммуникаций» [10]. В расширенную категорию «запрещенной» информации, которая определяется Законом об информатизации, входят «призывы к насильственному изменению существующего конституционного строя» и материалы, угрожающие территориальной целостности Узбекистана; «пропаганда войны, насилия и терроризма», а также сайты, пропагандирующие религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм; государственные секреты; разжигание «национальной, расовой, этнической или религиозной ненависти»; клевета; материал, нарушающий право на неприкосновенность частной жизни; контент, относящийся к незаконным наркотикам; и порнография [10];
- поправки 2014 года к Закону об информатизации поставили блогеров и других поставщиков онлайн-новостей, в том числе гражданских журналистов, под государственное регулирование и обязывают их удалять контент. Широкое определение закона может квалифицировать любое лицо, распространяющее информацию «социально-политического, социально-экономического и иного характера» среди населения через веб-сайт, как блогера [11]. Закон требует, чтобы блогеры подтверждали достоверность «общедоступной информации» перед публикацией или даже репостом контента, и обязывает их «немедленно удалять» информацию, если она не считается достоверной. Закон также запрещает «информацию, возбуждающую национальную, расовую, этническую или религиозную ненависть, а также порочащую честь и достоинство граждан» [12];
- в декабре 2020 года поправки к административному и уголовному кодексам ввели штрафы и тюремное заключение за ряд правонарушений. Публикация информации, которая содержит ложные утверждения или угрожает общественному порядку или безопасности, теперь в обычных случаях наказывается двумя годами лишения свободы. Нарушителям может грозить до трех лет лишения свободы в случаях, когда правонарушение «повторно», «причинило крупный ущерб», произошло «во время массовых мероприятий или в случае возникновения чрезвычайной ситуации», причинило «особо крупный ущерб» или повлекло «иные тяжкие последствия». последствия [13];
- в марте 2021 года были внесены поправки в Административный и Уголовный кодексы, которые предусматривают, что оскорбление или клевета на президента в Интернете или в прессе наказывается лишением свободы на срок до пяти лет [14]. Кроме того, «публичные призывы к беспорядкам и насилию в отношении граждан» наказываются лишением свободы на срок до пяти лет или до десяти лет в случаях, когда преступление совершено в сети или в рамках сговора с большой группой [15];
- в марте 2020 г. были приняты поправки к статье 244.5 Уголовного кодекса [16], предусматривающие наказание за распространение «ложной информации» о распространении инфекционных заболеваний или карантине через средства массовой информации или Интернет до трех лет лишения свободы [17], и другие.
Анализ противоправного поведения отдельных граждан в социальных сетях, вызвавший широкое обсуждение. Любые воздействия деструктивного характера, оказывающие влияние на сознания людей и общество, должны контролироваться в рамках закона. В настоящее время многочисленные случаи неправомерного поведения пользователей и распространение заведомо ложной информации в сети Интернет освещаются средствами массовой информации с целью осведомления и предупреждения граждан о последующей ответственности за совершаемые ими противоправные действия в киберпространстве.
С глобальным ростом числа социальных сетей в Интернете цифровые инфраструктуры предлагают гражданам новые каналы для совместных высказываний и действий, тем самым повышая вовлеченность граждан в коллективные действия, в конечном итоге, гражданскую социальную активность. Информационно-коммуникационные технологии, Интернет в частности, оказывают значительное влияние на отношение и восприятие людей друг друга и структур управления. Суть человеческой идентичности остается той же, вне зависимости от сферы ее реализации, в реальном мире или же в мире виртуальном. Интернет настолько сильно влияет на функционирование идентичности, что это влечет за собой необходимость определения правовой базы и методов защиты, характерных только для цифровой идентичности пользователей. Правовые границы защиты пользователей и их ответственности будут наиболее заметны в вопросе противодействия нежелательному контенту.
В силу особой специфики объекта регулирования законодательство в сфере информации нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании, что обусловливает динамичность и высокую частоту внесения изменений в нормативно-правовые акты. При определении правовых границ необходимо каждый раз определять, какова цель определенной категории информации, относящейся к субъекту. Одним из критериев для определения этих границ является статус индивидуального или общественного субъекта, а также критерий информации, как индивидуальной, так и профессиональной.