Узбекистан кардинально улучшает свою телекоммуникационную инфраструктуру: цифры и перспективы
Осуществляемые по инициативе и под руководством Президента нашей страны последовательные реформы, в частности, инновационные решения, активно внедряемые в жизнь с целью повышения качества оказываемых услуг во всех сферах общественной жизни и повышения благосостояния нашего народа, способствуют дальнейшему укреплению статуса Нового Узбекистана в мировом сообществе.
В этом процессе цифровые услуги играют важную роль в определении будущего. Причина в том, что сегодня государственную систему, а также банковское дело, промышленность, медицину, образование, безопасность и другие отрасли экономики невозможно представить без информационных и коммуникационных технологий. Поэтому особое внимание уделяется развитию цифровой экономики в нашей стране. Важными факторами являются меры, разработанные в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан № УП-6079 Об утверждении Стратегии “Цифровой Узбекистан – 2030” и мер по ее эффективной реализации, утвержденным 5 октября 2020 года, Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы на основе принципа “Во имя во имя чести и достоинства человека” и соответствующих программ Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций.
Следует отметить, что в этом процессе Акционерная компания “Узбектелеком”, являющаяся одним из лидеров в республике, также поставила перед собой ряд задач. В соответствии с этим, в целях дальнейшего улучшения качества предоставляемых компанией услуг, увеличения числа абонентов и обеспечения населения современными телекоммуникационными услугами в течение 2021 года проведена широкомасштабная работа.
В частности, за прошедший год сотрудниками компании в целях обеспечения населения и социальных объектов в регионах высокоскоростным интернетом, по всей республике построено более 50 тысяч км волоконно-оптических линий связи. А за первое полугодие текущего 2022 года проложено 23 000 км кабеля. Следует особо отметить, что в этом процессе системная работа ведется и в самых отдаленных регионах страны. Благодаря этому для представителей населения, проживающего в самых отдаленных регионах, создается доступ к высокоскоростному интернету.
Благодаря этому телекоммуникационные услуги улучшаются даже в отдаленных районах нашей страны. При этом особое внимание в ходе проводимых работ уделяется повышению качества услуг связи и скорости интернета. Результат проделанной работы в этом плане нашел отражение в результатах рейтинга Speedtest Global Index (www.speedtest.net) на конец мая текущего года.
То есть по скорости загрузки проводных интернет-ресурсов – со скоростью 40,16 Мбит/с Узбекистан занял 86-е место из 182 стран, опередив Армению, соседние Казахстан, Турцию и Азербайджан.
Кроме того, еще один рейтинг – по данным британского портала Cable.co.uk, в мировом рейтинге Узбекистан занимает 21 место по стоимости услуг мобильного интернета, а 19 место по стоимости услуг широкополосного проводного интернета.
Также, согласно отчету Международного союза электросвязи ООН за 2021 год, Узбекистан занял достойное место среди 4 стран, выполнивших установленный ООН 2-процентный показатель по ценам на широкополосный мобильный интернет.
Еще одним важным аспектом является то, что Компания всегда учитывает требования абонентов и жителей при предоставлении своих услуг. Например, чтобы создать для них комфорт, она запустила различные социальные акции, включающие различные льготы. В частности, в этом году был запущен один из таких проектов – акция «Подключись к Интернету и получи Wi-Fi роутер». Стоит отметить, что продолжительность успешной кампании была продлена до конца года исходя из требований населения.
Разумеется, на этом деятельность не ограничивается, и для планомерного продолжения этой деятельности Компания поставила перед собой следующие приоритетные задачи до конца 2022 года:
строительство более 50 000 километров оптоволоконных линий связи в масштабах республики;
планируется увеличить пропускную способность транспортной сети телекоммуникаций до 700 Гбит/с до областного центра и до 80 Гбит/с до районных центров.
Можно сказать, что в результате реализации этих проектов до конца года население нашей страны сможет пользоваться услугами высокоскоростного интернета, улучшится качество услуг мобильной связи.
Следует отметить, что в Республиканской межотраслевой промышленной ярмарке, организованной с большим охватом в этом направлении в конце года, приняли участие и производственные предприятия, созданные на базе АК “Узбектелеком”. В частности, “Global Optical Communication Uzbekistan”, специализирующаяся на производстве волоконно-оптических кабелей связи, функционирующих в Джизакской свободной экономической зоне, а также “Telecom Innovation”, предоставляющая оборудование и электронные средства для телекоммуникаций, передачи данных, информационно-компьютерных систем, радио и телевидения, оптические муфты, модемы и сплиттеры, тюнеры Set-top-box для цифрового телевидения, USB-модемы и электрические розетки. В свободной экономической зоне Навои была представлена продукция и услуги таких предприятий, как “Telecom Device PRO”, производящих USB-модемы, электрические розетки и телекоммуникационное оборудование.
Как известно, создание современной телекоммуникационной инфраструктуры является одним из важнейших факторов развития цифровой экономики. С каждым годом расширяется и объем работ, осуществляемых АК” Узбектелеком " в этом направлении. В частности, в рамках деятельности, направленной на эти цели, в 2022 году общая пропускная способность подключения к международной сети Интернет составляет 3200 Гбит/с. Также на 42,9 процентов снижен тариф на услуги интернета для операторов и провайдеров, который составил 30 тыс. сум за 1 Мбит/с. Кроме того, в рамках реализации проекта “Расширение магистральных и мультисервисных сетей передачи данных” пропускная способность транспортных сетей в областные центры составляет 600 Гбит/с, а в районные центры – 60 Гбит/с.
Еще один из проектов, реализованных компанией в конце 2020 года,-модернизация и совершенствование офисов продаж и обслуживания на местах, которые последовательно были продолжены и в 2021 году. В результате во многих регионах страны абоненты с современными технологическими решениями, разработанными в едином стиле Eco Hi-Tech, имеют возможность быстро и удобно подключать все услуги UZTELECOM, от домашнего интернета до мобильной связи. В частности, в течение 2021 года в республике Каракалпакстан, нескольких областях, в городах Ташкент и Нурафшан открыли свои двери 42 модернизированных современных офиса продаж и обслуживания. В то же время, для удобства абонентов компанией была усовершенствована система приема онлайн-заявок, осуществлены активные продажи в отдаленных регионах республики. Кроме того, в целях дальнейшего повышения качества услуг, оказываемых абонентам мобильной связи, налажена деятельность дополнительных 514 дилерских пунктов, количество которых доведено до 2076. В результате было создано 2 742 новых рабочих мест.
В результате проводимых в сфере реформ предусматривается также охват высокоскоростным интернетом всех социальных объектов на территории республики, и до сих пор в этом направлении проделывается значительная работа. К настоящему времени 80 процентов махаллинских сходов граждан, общеобразовательных школ, дошкольных образовательных организаций и медицинских учреждений имеют доступ к высокоскоростному интернету на 100 процентов.
В мае 2021 года Институт Uptime Institute провел сертификацию проектной документации облачного дата-центра UZTELECOM с классификацией уровня Tier III. Здесь важно сказать, что уровень надежности этого центра обработки данных соответствует международной системе Tier III по классификации института Uptime, что означает, что инфраструктура центра обработки данных зарезервирован по формуле «N + 1», а коэффициент отказоустойчивости составляет 99,982 процента. Центр обработки данных имеет резервную копию всех инженерных подсистем и позволяет выполнять техническое обслуживание и ремонт без остановки работы центра обработки данных. В соответствии с этим, данный дата-центр в настоящее время является единственным центром хранения и обработки данных в Узбекистане, имеющим сертификат уровня Tier III по классификации Uptime Institute. Возможности дата-центра в текущей обновленной конфигурации состоят из более чем 36 телекоммуникационных шкафов, 200 blid-серверов, системы хранения данных более 6,2 ПБ, системы передачи данных со скоростью 100 Гбит/с, а также 2 независимых точек доступа с трансформаторными подстанциями. Данный облачный дата-центр предоставляет клиентам полный спектр облачных сервисов и услуг, таких как “VDC - Virtual Data Center”, “VDI-Virtual Desktop Infrastructure”, “Видео - конференц-связь”, “Colocation”, “Web hosting”, “Облачное видеонаблюдение” и другие.
Компания также разработала мобильное приложение MyUZTELECOM для удобства пользователей. Таким образом, абонентам стало проще управлять необходимыми услугами.
Подводя итог, АК "Узбектелеком" нацелена, прежде всего, на оказание качественных услуг нашему народу, создание необходимых условий для равномерного использования современных информационно-коммуникационных технологий по всей территории республики, а самое главное, на внесение достойного вклада в ускоренное развитие цифровой инфраструктуры в нашей стране. Системная работа и социальные проекты в этом направлении продолжаются и в текущем 2022 году.