Приоритетным направлением Конституции должно стать обеспечение интересов человека
Приоритетным направлением Конституции должно стать обеспечение интересов человека
Сегодня представители широкой общественности, эксперты, ученые, политики активно участвуют в проводимых конституционных реформах.
Поскольку Конституция как основная правовая и законодательная база построения суверенного демократического государства должна отвечать требованиям времени, то одним из ее приоритетных направлений должно стать обеспечение интересов человека как в процессе экономических реформ, так и в реализации других.
Целесообразно учесть в конституционных нормах дальнейшую либерализацию экономики, развитие конкуренции, недопущение монополии, привлечение большего объема иностранных инвестиций, стабилизацию цен, поддержку развития драйверных сфер экономики и децентрализацию, что определяет порядок деятельности государственных органов, их компетенцию, правовой статус человека и гражданина.
При этом правовые гарантии экономической конкуренции, гарантирующие единство экономического пространства (свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности), должны основываться на следующих принципах: единство правил для всех участников, отсутствие давления и принуждения со стороны одних участников по отношению к другим, входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства, а также ограничений на количество участников рынка, однородность одноименных представленных продуктов на рынке, свободные цены. Становление экономической конкуренции как самостоятельного конституционно-правового института позволит признать объектом конституционного регулирования систему отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами.
В нормах Конституции необходимо также отразить потенциал, определяющий, по крайней мере две составляющие правового регулирования общественных отношений конкурентного характера: содействие развитию конкуренции и ее защиту, предусматривающую пресечение противоправных действий при осуществлении экономической деятельности. Это будет способствовать конституционно-правовому регулированию норм по защите здоровой конкуренции в соответствии с законодательством.
***
Анализ предложений свидетельствует об усилении общественного контроля
Конституционные реформы в нашей стране осуществляются на основе принципов «Во имя чести и достоинства человека», «Человек - общество - государство», «Человек - высшая ценность».
Отрадно, что анализ поступающих от широкой общественности предложений по Основному Закону показывает: народ проявляет активность в проводимых реформах, растет его чувство приверженности к происходящим преобразованиям. Это подтверждает и тот факт, что среди инициаторов не только ученые с юридическими знаниями, но и люди разного возраста и из разных областей, сфер деятельности.
В свою очередь ни одно предложение не остается без внимания, что особо подчеркнуто и на очередном заседании Конституционной комиссии по формированию предложений о внесении изменений в Конституцию Республики Узбекистан и реализации организационных мер. В основе предложений, изученных сводной информационно-аналитической группой и представленных в комиссию, - вопросы обеспечения чести и достоинства человека, его свободы и благополучной жизни, защиты его прав и интересов.
Так, в статью 13 нашей Конституции предлагается внести норму о разрешении в пользу человека всех противоречий и неопределенности, возникающих в результате его взаимоотношений с государственными органами. Стоит отметить, что данная норма уместна, всесторонне и глубоко продумана и предложена с целью дальнейшего повышения качества жизни человека и возвышения его чести и достоинства.
В ходе рабочих поездок в регионы, изучения имеющихся проблем мы стали свидетелями того, что зачастую земельные участки, выделенные гражданам для индивидуального жилищного строительства на основании решений органов государственной власти на местах, впоследствии были незаконно аннулированы. В результате многим гражданам причинен как материальный, так и моральный ущерб. В целях регулирования отношений и законодательства в данной сфере приняты соответствующие указы Президента, постановления Кабинета Министров, а также закреплены соответствующие нормы в Земельном кодексе РУз.
На самом деле такие нормы определены в национальном законодательстве. В частности, статья 13 Налогового кодекса предусматривает: все неустранимые противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. Теперь предлагается закрепить эту норму на конституционном уровне, чтобы усилить ее эффективность.
Кроме того, в Основном Законе необходимо закрепить следующие нормы:
- государство осуществляет деятельность во имя мира и спокойствия человека и общества;
- о признании и гарантировании в соответствии с общепризнанными нормами международного права и Конституцией обеспечения прав и свобод человека и гражданина в нашей стране;
- основные права и свободы человека неразделимы, неприкосновенны и распространяются на всех с рождения.
Ибо в нашей стране высшей ценностью являются человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Никто не может лишить человека прав, кроме случаев, предусмотренных законом. Никто не имеет права произвольно вмешиваться в личную или семейную жизнь гражданина, раскрывать его семейные секреты, а также посягать на неприкосновенность жилища. Дискриминация, нанесение ущерба репутации, оскорбление, унижение личности являются противоправными действиями (законом предусмотрена соответствующая ответственность за такие деяния).
Убежден, что эти нормы послужат прочной правовой основой для защиты прав, свобод и законных интересов всех граждан.
Иномжон Кудратов.
Депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
член Конституционной комиссии.
«Правда Востока» от 16.06.2022г.