Новый Узбекистан: Президентские выборы и новое избирательное мировоззрение
Новый Узбекистан: Президентские выборы и новое избирательное мировоззрение
В стране состоялись выборы Президента Республики Узбекистан. По итогам убедительную победу одержал кандидат от Либерально-демократической партии Узбекистана Шавкат Мирзиёев: получив 80,1 процента голосов, стал избранным Президентом Республики Узбекистан на второй срок.
В чем особенность выборов Президента?
Размышляя об этом, прежде всего следует указать на следующие особенности выборов Президента.
Первая. В соответствии с поправкой к статье 117 Конституции Республики Узбекистан Президентские выборы впервые состоялись в октябре. Ранее в Основном Законе было установлено проведение выборов в первое воскресенье третьей декады декабря с учетом того, что в сезон сбора хлопка будут задействованы шесть-семь миллионов граждан, имеющих конституционное право - голосовать.
Это, с одной стороны, вызывало множество проблем при подготовке избирательных участков к голосованию в морозные зимние дни на местах. С другой - также оказывало определенное негативное влияние на активность граждан на выборах. В этом смысле тот факт, что нынешние Президентские выборы прошли в октябре, предоставил возможность найти легкое решение подобных проблем.
В результате из 20 158 907 избирателей, включая соотечественников за рубежом, в выборах Президента участвовали 16 212 343 избирателя. Это 80,4 процента от общего числа избирателей. С 14 по 20 октября этого года 421 618 избирателей воспользовались возможностью проголосовать досрочно.
Вторая. На избирательных участках были созданы необходимые условия для надежной защиты здоровья населения в условиях пандемии, безопасности электората и всех участников избирательного процесса. Выборы прошли в полном соответствии с требованиями карантина в связи с коронавирусом.
В окружные и участковые избирательные комиссии доставлены 12 700 000 одноразовых медицинских масок, 21,5 тысячи литров антисептических и других видов защитных и дезинфицирующих средств. Стоит также отметить, что практически все члены избирательных комиссий вакцинированы, а те, кто не получил вакцину, либо недавно переболели, либо имеют противопоказание к вакцинации.
Третья. Президентские выборы прошли на основе Избирательного кодекса, который принят в 2019 году. Иными словами, Избирательный кодекс Республики Узбекистан успешно прошел проверку практикой.
Стоит обратить внимание на то, что за последние пять лет произошли серьезные изменения в национальном избирательном законодательстве страны. Как отмечают международные и зарубежные эксперты, последовательное совершенствование избирательного законодательства в Узбекистане и практика проведения выборов вышли на качественно новый уровень.
В частности, 8 февраля и 31 мая текущего года в Избирательный кодекс внесены изменения и дополнения. На этой основе в первую очередь обеспечены права и гарантии участников избирательного процесса, то есть избирателей, политических партий, избирательных комиссий, средств массовой информации, а также национальных и международных наблюдателей. Составлен единый электронный список избирателей.
Благодаря внедрению современных информационных технологий дополнительно усовершенствована информационная система управления избирательными процессами. В частности, на избирательных участках, расположенных в 207 районах и городах страны, установлено 414 камер видеонаблюдения. Это на 147 процентов больше показателя за 2019 год, когда проходили парламентские выборы.
Кроме того, на всех избирательных участках была запущена онлайн-демонстрация процесса голосования. Этот процесс беспрерывно транслировался в прямом эфире, в частности, на избирательном портале Центральной избирательной комиссии и на большом экране в здании Пресс-центра ЦИК, а также на телеканале «Узбекистон-24».
Четвертая. Выборы прошли в демократическом духе, основанном на принципах открытости и прозрачности. В атмосфере острой межпартийной борьбы принимали активное участие кандидаты в Президенты от партий и их доверенные лица. Они выступали со своей программой, проводили предвыборную агитацию во всех регионах страны.
Каждому из кандидатов в Президенты было выделено 210 минут бесплатного эфирного времени на телеканалах «Узбекистон-24», «Узбекистон», «Ёшлар», «Махалла» и «Маданият ва маърифат». Телевизионные и радиопередачи политических партий, касающиеся предвыборной агитации, транслировались по четыре раза на каждом теле- и радиоканале в 150-секундном блоке. На эти цели Национальная телерадиокомпания Узбекистана выделила 1900 минут на 13 региональных телеканалах.
Пятая особенность имела важное значение в организации работы Центральной избирательной комиссии, окружных и участковых избирательных комиссий в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и Программой основных мероприятий по подготовке выборов Президента Республики Узбекистан, которые базировались на принципах законности, независимости, объективности, открытости, прозрачности и гласности.
Следует также подчеркнуть, что во время избирательной кампании для предвыборной агитации для политических партий и кандидатов в Президенты создавались равные и широкие возможности.
Шестая. Избирательный процесс широко освещался средствами массовой информации. В связи с этим особенно активными были социальные сети. Этот фактор, без сомнения, способствовал тому, чтобы Президентские выборы прошли в духе открытости и гласности, в полном соответствии с национальным избирательным законодательством, которое отвечает международным стандартам, а также таким общепризнанным демократическим принципам, как свобода и справедливость.
Издания общегосударственного значения для каждого кандидата в Президенты в период избирательной кампании выделили по пять страниц в газетах «Янги Узбекистон», «Правда Востока», «Халк сузи», «Народное слово», а также по 5,5 страницы в газетах «Овози тожик» и «Нурлы жол». 26 местных газет в регионах предоставили каждому кандидату по 42 страницы.
Седьмая. Впервые между представителями кандидатов проведены теледебаты. Это позволило избирателям сравнить идеи, выдвинутые каждой политической партией, а партиям - свободно выразить свои взгляды и мнения, внести новые предложения и инициативы по преобразованию жизни государства и общества.
Восьмая. 847 370 агитационных плакатов, отражающих биографию и предвыборную программу кандидатов в Президенты, опубликованы на узбекском, каракалпакском, русском и впервые на таджикском, казахском, туркменском и кыргызском языках. Информация о кандидатах регулярно демонстрировалась на электронных мониторах (421), установленных по всей стране.
Девятая. Агитационные материалы и избирательные бюллетени были напечатаны шрифтом Брайля, а также распространены в виде аудиозаписей и обеспечены сурдопереводом для полноценного участия в выборах граждан с ограниченными возможностями.
Десятая. Активное участие во всех этапах избирательной кампании приняло большое количество представителей институтов гражданского общества, в частности, махаллей, негосударственных некоммерческих организаций, национальных культурных центров, волонтеров.
Одиннадцатая. Избирательные процессы освещали 1439 представителей 197 отечественных СМИ и 233 журналиста более чем из 140 зарубежных средств массовой информации. Общее число аккредитованных составило 1672 человека.
В ходе избирательной кампании в зарубежных и национальных изданиях опубликовано свыше 76 000 материалов. Это на 34 000 больше, чем на парламентских выборах 2019 года.
Двенадцатая. За выборами непосредственно следил 631 международный наблюдатель из 20 престижных международных организаций, таких как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Парламентская ассамблея ОБСЕ, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств и Межпарламентская ассамблея СНГ, Совет сотрудничества тюркоязычных государств и Организация исламского сотрудничества.
Кроме того, 340 иностранных наблюдателей из около 50 стран мира приняли активное участие в наблюдении за избирательным процессом. В общей сложности - 971 международный и иностранный наблюдатель.
Тринадцатая. 64 450 представителей пяти политических партий и органов самоуправления граждан приняли активное участие в избирательном процессе в качестве национальных наблюдателей.
Четырнадцатая. 299 780 граждан, включенных в списки избирателей, получили возможность проголосовать на 54 избирательных участках в 37 странах мира. Раньше в выборах участвовали только официально зарегистрированные граждане Узбекистана в консульских представительствах.
На нынешних выборах в 11 странах, где у нашей страны нет дипломатических представительств, созданы необходимые условия для соотечественников за рубежом. То есть в 149 городах мира было создано 380 дополнительных мобильных избирательных участков.
Пятнадцатая. На выборах Президента отмечены значительные показатели голосования: с одной стороны, 887 686 юношей и девушек впервые реализовали свои конституционные права, а с другой - 22 тысячи наших соотечественников обрели право участвовать в выборах, так как в последние годы получили гражданство Узбекистана.
Все это доказывает, что дух открытости и гласности, который становится все сильнее в обществе, проявился и в избирательном процессе. А значит, сегодня новый Узбекистан, основанный на демократических принципах, продолжает следовать национальным и историческим традициям наших великих предков, еще больше обогащая их, и привлекает внимание всего мира в качестве развивающегося современного демократического государства.
Выборы Президента стали еще одним ярким проявлением высокого политического мышления и мудрости нашего народа, что является неотъемлемым и логическим продолжением последовательных реформ, проводимых во всех сферах, включая политико-правовое, социально-экономическое, духовно-образовательное развитие в новом Узбекистане.